2019

Конспект занятия ознакомление с окружающим в старшей группе "Весенняя страда"

Труд земледельцев

Тема: «Весенняя страда»

Целевые ориентиры: 

- закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;

- расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период;

- воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством; активизировать словарный запас;

- развивать любознательность, творчество, инициативу.

Материал и оборудование:

Картинки с признаками весны, схема "Последовательность появления злака", " Признаки весны", картинки с отгадками, зерно, мяч, презентация "Труд людей весной", видеофильм "Сельскохозяйственная техника".

 

Воспитатель:В лесу, в городе, повсюду  такие изменения произошли в природе.

– Вы не знаете почему?

- Дети – Потому, что весна наступила.

-В- А почему весну называют красной?

-: Дети: - Потому что она красивая и все ей рады.

 

: - кто из вас знает названия весенних месяцев? Все знаете? Назовите их. 

Дети: март, апрель, май. 
В: Верно, молодцы. Ребята, а вы знаете, что ту каждого месяца свои характерные признаки? 
Дети: Да. 
В: В природе все по - порядку. Но мой весенний озорной ветерок налетел и перепутал признаки. А мой отец-старик годовик не любит беспорядок, помогите, ребята, перед вами лежат карточки с изображением весны. Внимательно их рассмотрите и разложите по порядку (Дети выбирают). 
В: Ребята, расскажите нам немного о признаках весны. 
Дети: Весной солнце начинает светить ярче и согревать воздух  и т.д. 
В: Молодцы ребята. Все мои признаки хорошо знаете.
-  Весна долго шла к нам, через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы.

-Б. З.: - Давайте вместе отправимся в весеннее путешествие.

Игра с солнышком «Признаки весны».

-Дети называют слова (Солнечная, радостная, шаловливая, дружная, звонкая, и т. д.) и выкладывают лучики солнышку.

 

Видеозарисовка "Весна"

 

В:  весной начинаются земельные работы на полях, в огородах. Земля долгую зиму отдыхала под белым пушистым покрывалом снега. Никто ее не тревожил, не работал на ней. Весной снежное покрывало исчезает и солнышко согревает землю своими лучами. Земля просыпается. Люди выходят работать в поле.

-а вы знаете, что выращивают на полях? 
Дети:
 рожь, пшеницу …. 
В: правильно. А как, одним словом можно их назвать?
Пшеницу, рожь, ячмень … называют злаковыми растениями, по – другому – злаки (повторяем хором и индивидуально). Для того чтобы злаки выросли, необходимо выполнить ряд работ.

Перед вами схемы, на которых изображена последовательность появления злака. Возьмите каждый по схеме и встаньте друг за другом в той последовательности, как появляется злак. 
(вскопать-посадить, зерно – закопать – полить - росток, росток, побольше - колос) 
Обсуждение схемы.

Физкультминутка "Рост зерна" 
Уж ты семечко – зерно, ляжешь в борозду на дно! 
Ты не бойся, золотое, ничего там не темно. 
К свету, к солнцу из земли ты росток скорей пошли (дети опускаются на корточки) 
Как весною в ранний час семена взошли у нас. 
Вышли к солнышку из тьмы (дети медленно встают-вырастают, потягиваются)\ 
"Здравствуй, солнышко, это мы!" (дети поднимают руки над головой,  машут кистями рук) 
Мал еще росток – ребенок (дети опускают руки вниз) 
Только-только из пеленок (дети наклоняют голову в разные стороны).


- Ребята, а вы знаете, какая техника помогает появиться хлебу? 
Дети: 
комбайн, мельница, плуг, борона, сеялка, трактор. 

Видеофильм "Сельскохзяйственная техника"
Весна:
 молодцы, теперь посмотрим, какие вы внимательные. Я буду загадывать загадки, а вы находить отгадку на картинке (картинку берут индивидуально) 




1. Корабль великан не по морю плывет 
Корабль великан по земле идет 
Поле пройдет – урожай соберет. 
(комбайн) 


2. Железный нос в землю врос, 
Роет, копает, 
Землю разрыхляет. 
(плуг) 


3. Едет конь стальной рычит 
Сзади плуги волочит. 
(трактор) 


4. В поле едет на спине, 
А по полю на ногах. 
(борона) 

 

5. Маленький, горбатенький 
Все поле обскакал, домой прибежал, 
Всю зиму пролежал. 
(серп) 


6. Деревянные рожки, железные ножки, 
Шла, ковыряла, спину гнуть заставляла. 
(соха) 
7. На горе, горушке стоит старушка, 
Крыльями машет, хлеба просит. 
(мельница) 
8. Ходит в поле коровушка – 
Саженый язычок, 
Режет травушку коровушка, 
Под самый корешок. 
(сенокосилка) 



Молодцы, все загадки отгадали. Скажите, как зовут человека, который работает 
- на комбайне – комбайнер 
- на тракторе – тракторист 
- на сеялке – сеяльщик 
- на мельнице – мельник 
- на сенокосилке – сенокосильщик 
 - А как можно назвать их одним словом? (ответы детей) -земледельцы

Их называют земледельцами (повторяем слово хором и индивидуально).
А давайте поиграем в игру "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем".

Я буду показывать действие, а все остальные попробуют повторить и угадать, что мы делали:
- сеют 
- поливают 
- собирают колосья 
- едут на машине 
- месят тесто 
- пекут пироги 
В: труд земледельцев трудный и важный для всех нас. Каждый из земледельцев вкладывает частичку своего труда для того, чтобы выросли злаки, из которых потом пекут хлебные изделия. А какие изделия из муки вы знаете? 
(ответы детей)
 

составила Ушакова Н.В.