-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2019
Ментальные карты

развитие речи, внимания, логики, анализ причинно-следственных связей
Одним из современных методов являются ментальные карты. Метод ментальных карт
представлен в форме партнёрской деятельности взрослого с
детьми, где дети получают возможность
проявить собственную исследовательскую активность. Ментальная карта помогает
осуществить деятельностный подход, целью
которого является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности
(ставить цели, задачи, отвечать за результаты). Чтобы информацию понять, надо
ее: упростить, сгруппировать, отобрать, представить в виде картинки. Потому метод ментальных карт оказывается
очень простым, доступным средством донесения информации для детей дошкольного возраста. Я считаю,
что ментальные карты - это
удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
В дошкольном образовании этот
наглядный приём структурирования информации – ментальные карт - применяют не часто. А было бы полезно. Конечно
с учётом особенностей возраста: поскольку дошколята, особенно младшие, народ не
читающий, вместо слов на схемах потребуются картинки.
Ассоциативное мышление можно развить, сделать его более осознанным, целенаправленным,
управляемым.Т. Бьюзен доказывает, что стремление построить линейный алгоритм
решения проблемы только мешает мышлению, снижает интеллектуальный потенциал и
мнемические способности человека. Что же такое ментальные карты? Это удобная и эффективная техника визуализации
мышления и альтернативной записи.Цель метода - создание новых идей, фиксация
этих идей, анализ и упорядочение информации, принятых решений. Имея радиантную
(от центра к периферии) структуру, ментальные карты позволяют представлять
информацию быстрее, нагляднее, чем линейное письмо. Рисунки, графические
образы, изображения, вызывающие ассоциативный ряд позволяют легче запомнить и
быстрее воспроизвести информацию.
Содержание карт меняется в
зависимости от тематики недели, сезонности, интересов и потребностей детей.
Предварительная работа заключается в совместной подготовке с детьми карточек с
картинками или символами.
Ментальная карта в работе с детьми вводится постепенно в 3 этапа:
1 этап. Подготовительный
Знакомство детей с ментальной
картой.В начале работы дети получают представления о том, что о любом предмете
или явлении можно рассказать «картинками».
1 вариант – сначала дети
составляют рассказ по схеме ментальной карты, созданной педагогом.
2 вариант – далее дети с
помощью педагога (родителя) составляют ментальную карту по заданной теме.
Например, рассмотрим создание ментальной карты по теме «Комнатное
растение».
Для
составления ментальной карты берём лист бумаги, располагаем его горизонтально.
В центре листа выделено комнатное растение в кашпо, от него расходятся цветные
ветви. Каждая ветвь обозначает определённый признак или действие. Например:
коричневая ветвь – это виды комнатных растений, синяя - что они делают, красная,
– как ухаживать, розовая – как размножаются и т. д. Дети по картинкам
составляют предложения, которые складываются в рассказ.
2 этап. Основной
Использование ментальных
карт для обобщения знаний по теме комплексно-тематического плана. Сбор информации осуществляется через:
-
самостоятельную деятельность;
-
совместную деятельность;
-
при взаимодействии с семьёй.
3 этап.Итоговый
В группе оформили
выставку «Растение – мой друг»; выставку макетов «Оранжерея».
При составлении ментальных
карт необходимо соблюдение определённых правил:
1. Горизонтальное
расположение листа (формат А4 или А3).
2. В центе
главный элемент.
3. Яркость!
Используется 3 и более цветов.
4. Картинки.
5. Письмо печатными
буквами (пишут дети старшего дошкольного возраста).
Первоначально
работа по методу «Ментальные карты» планировалась и проводилась в течение двух
лет с детьми старшей и подготовительной к школе группы. После выпуска детей в
школу применять данный метод в группах детей младшего и среднего дошкольного возраста я начала
спонтанно. Говорить о том, что это «одноразовая» работа будет неправильно, так как темы цикличны на протяжении дошкольного возраста. И для себя
сделала вывод, что с детьми младшего и среднего возраста этот метод не менее
эффективен. Наши ментальные карты
со временем заполняются все новыми и новыми данными, которые дети
имеют возможность узнать из множества источников (познавательные передачи,
мультфильмы, общение со взрослыми, собственные наблюдения). Адаптировав его к
возрастным возможностям детей, с помощью этого приема решаю следующие задачи: -
формировать навыки
запоминания информации, -
формировать навыки
систематизации информации, -
учить приемам
пиктографического письма, -
воспитывать умение
высказываться только в рамках обсуждаемой темы. Я использую ментальные
карты: -
для закрепления пройденного материала; -
при изучении новых понятий; -
для решения проблемных вопросов и
ситуаций; -
в режимных моментах; -
при знакомстве с профессиями; -
для запоминания(тренировка памяти); -
при планировании (планы дня,
предлагаемые детьми); -
при принятии решений (уверенность в
выборе); -
при организации тематических дней («День
подарка», «День именинника», «День чтения»).
воспитатель Ушакова Н.В.
Поделиться в социальных сетях:
Ментальные карты




































ВНИМАНИЕ!
Срок действия лицензии окончен 01.01.2023
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администратором по телефону 88007757147